Что из себя представляет система «Платон»?

Логотип системы

Что из себя представляет система «Платон» и в чем заключается ее принцип действия?

«Платон» – это система взимания платы на возмещение ущерба, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами дорожному полотну. Данная аббревиатура расшифровывается как «плата за тонну». Под контроль системы берутся грузовые автомобили, чья масса превышает 12 тонн. «Платон» действует на федеральных трассах, полученные средства идут на ремонт и строительство дорожного полотна, а также на создание инфраструктуры. Дополнительная функция системы – контроль над недобросовестными перевозчиками, которые работают по серой схеме без оформления необходимых документов на транспортировку грузов большегрузными транспортными средствами.

Система «Платон» в России внедрена с 2015 года и за первый год функционирования под данным Росавтодора было отремонтировано 1000 и более автомобильных дорог, 3 путепровода и 28 мостов. Изначально тариф для транспортных средств свыше 12 тонн единый тариф составлял 1, 53 руб./км. Несколько раз данная единица подвергалась незначительной индексации. Актуальный на сегодняшний момент курс тарифа следует уточнять на официальном портале «Платона».

Кто не обязан делать взносы за проезд по федеральным дорогам?

Под действие системы контроля «Платон» попадают исключительно те транспортные средства, чья масса превышает 12 тонн. Исключение составляют:

  • Средства передвижения спецслужб. Пожарные, медицинские, спасательные, военные, аварийные, охранные и полицейские транспортные средства.
  • Грузовые авто, которые перевозят военное оружие и технику.
  • Транспортные средства, которые перевозят людей. В данный пункт не входят грузо-пассажирские автомобили-фургоны.

Как рассчитать общий километраж поездки?

Для того, чтобы рассчитать общий километраж по системе «Платон» существует два способа:

  1. Использование специального бортового устройства, оснащенного системой ГЛОНАСС или GPS, устанавливаемого на ветровое стекло транспортного средства.
  2. Составление маршрутной карты непосредственно перед поездкой.

Способ расчета километража подбирается исходя из целей поездки и регулярности совершения рейсов. Для разовой перевозки, разумеется, нет необходимости устанавливать устройство GPS или ГЛОНАСС. Но крупным транспортным компаниям с большим автопарком не целесообразно составлять маршрутную карту для каждого рейса, которых может быть в день до нескольких десятков.

Составление маршрутной карты

Маршрутная карта – это схема предстоящей поездки, на которой указывается отправной, конечный и промежуточный пункты. Всего точек на карте может быть до 10 шт. На основании входных данных просчитывается общий километраж поездки по федеральным трассам. Полученное количество умножается на текущий тариф оплаты и, таким образом составляется общая сумма.

Также в маршрутный документ, в обязательном порядке вносятся все необходимые данные предстоящей поездки:

  • дата и время начала рейса
  • регистрационный знак автомобиля
  • номер СТС
  • личные данные водителя

При составлении маршрутной карты следует учитывать, что водитель не имеет права изменять план движения и должен четко следовать составленному маршруту. В случае неисполнения условий, перевозчику назначается денежный штраф. Скорректировать план движения также не получится, для этого придется переоформлять маршрутную карту снова.

Маршрутную карту не обязательно составлять самостоятельно. Для этого существует официальный сайт platon.ru, который предлагает своим пользователям удобный личный кабинет и специальное приложение для смартфона с готовыми шаблонами и подсказками. Также на портале можно узнать номер Центра поддержки пользователей, сотрудники которого также могут помочь в составлении маршрутной карты.

Применение бортового устройства

Расчет километража при помощи бортового устройства – это гораздо более простой и современный способ. Система ГЛОНАСС или GPS автоматически определяет место нахождения объекта и, соответственно, составляет маршрут и просчитывает общий километраж. Устройство, оснащенное датчиком, можно получить на официальном портале системы «Платон». Для этого понадобится зарегистрироваться в личном кабинете и обратиться к оператору. После чего заключается договор пользования бортовым устройством, которое предоставляется на безвозмездной основе. Но при эксплуатации данного прибора возникает ряд нюансов, которые необходимо помнить.

Устройство можно использовать только на одном транспортном средстве, поскольку оно закрепляется за ним по договору. Прибор нельзя продавать или передавать другим пользователям. Использовать одно и то же устройство на нескольких автомобилях также не получится.

Как оплатить проезд по федеральным дорогам?

Оплата проезда по федеральным трассам напрямую зависит от способа замера километража. В том случае, если для фиксации пройденного расстояния используется бортовое устройство, списание средств происходит автоматически. Но в данном случае важно помнить о некоторых моментах:

  1. Прибор списывает денежные средства автоматически, поэтому следует позаботиться о том, чтобы на лицевом счете всегда были деньги. Причем метод расчета является авансовым, поэтому перед началом поездки средства должны быть уже внесены на счет.
  2. Можно настроить оплату по факту поездки, это гораздо удобнее, но для этого необходимо оплатить все имеющиеся штрафы и иметь доступ к личному кабинету системы «Платон» не менее двух месяцев.
  3. Если денежных средств не окажется на лицевом счете на момент списания платежа, пользователю начисляется штраф.

В том случае, если для проезда по федеральным трассам предварительно составляется маршрутная карта, оплата производится строго перед выездом машины на маршрут. Внести средства можно:

  • в мобильном приложении;
  • в личном кабинете на официальном сайте;
  • через любую удобную платежную систему по реквизитам организации;
  • в Центре информационной поддержки пользователей (через терминал самообслуживания «Платон»);
  • в других терминалах оплаты или банкоматах партнеров со взиманием комиссии.

Вне зависимости от способа расчета километража, каждый пользователь может получить в личном кабинете «Платон» собственную запись владельца ТС. Ее также можно использовать для оплаты проезда. К записи прикрепляется личный кошелек, который можно пополнить с банковских или топливных карт, а также посредством перевода из виртуальных кошельков.

Отношение к системе «Платон» со стороны перевозчиков

Во многих странах мира платный проезд по автомобильным дорогам был внедрен гораздо раньше, чем в России система «Платон». Это стандартная практика, которая позволяет поддерживать дорожное полотно в хорошем состоянии. А поскольку именно большегрузные транспортные средства являются основной причиной преждевременной деформации асфальтового покрытия, логично, что плата взимается именно с них. И, даже несмотря на то, что в других странах тариф гораздо выше чем в России, а платить зачастую приходится даже автомобилям с общей массой от 3 тонн, именно в нашей стране неоднократно производились забастовки перевозчиков.

Возможно, причина заключается не в самой системе «Платон», но именно во временном отрезке, когда данная система была внедрена. Положение на рынке грузоперевозок напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Попадание России в предкризисное состояние, введение санкций от других государств, сокращение автомобильного сообщения со странами Евросоюза. На этом фоне последующее принятие системы «Платон» стало последней каплей. 

Введение повсеместно новой системы «Платон» создало необходимость в повышении тарифов на перевозку, из-за чего на рынке возросла конкуренция. Разумеется, заказчики предпочитают работать с диспетчерскими, которые предлагают более выгодные расценки. И если крупные перевозчики могли позволить себе практически не менять тарифы, то мелкие компании оказались бы на грани банкротства, поскольку производимые рейсы перестали бы окупать себя. Таким образом, мелкие перевозчики требуют полной отмены нововведения, когда крупные готовы с ним смириться. Но при этом масштабные компании настаивают на устранении всех недочетов и недоработок системы «Платон».

Недостатки и недоработки системы «Платон»

Поскольку система «Платон» была введена в обиход сравнительно недавно, не удалось полностью обойтись без недостатков и недочетов, которые вызывают массу вопросов у перевозчиков:

  • Платить за проезд по трассе должны все транспортные средства весом выше 12 тонн. Но при этом не учитывается, что 20-тонная машина дает гораздо большую нагрузку на полотно, нежели 12-тонная. Но по тарифам системы оба транспортных средства платят за один и тот же километраж одинаковую сумму.
  • Все перевозчики в обязательном порядке оплачивают транспортный налог и топливные акцизы. С внедрением выплат через систему «Платон» стало не вполне понятно, на что идут все вышеуказанные взносы, если не на ремонт дорожного полотна и возведение дорожной инфраструктуры? Ввиду отсутствия исследовательских данных и отчетов о тратах, для многих перевозчиков общая сумма выплат в государственную казну кажется чрезмерной.
  • Нет достоверных исследовательских заключений, согласно которым вычисляется, какой именно ущерб приносит дорожному полотну тяжеловесное транспортное средство. Представители власти не могут основательно объяснить, исходя из каких данных формируется тариф для перевозчиков и на чем он основывается.
  • Многим перевозчикам непонятно, какие дороги ремонтируются на их средства и каким образом данный ремонт производится. Многие трассы попросту не рассчитаны на проезд 12-тонных транспортных средств, а заплатки, которые ставятся на них ежегодно, не могут обеспечить качественное и устойчивое полотно, способное функционировать несколько лет. Перевозчики хотят полностью контролировать расходы государства по данной статье и видеть отчеты о проделанных ремонтных работах.

Помимо этого, нередки случаи, когда за рейс начисляется большая сумма, чем должна быть. Это связано с техническими неполадками в работе считывающих устройств. Устранение данной проблемы требует длительного времени, поэтому перевозчики должны в обязательном порядке проверять километраж и сумму, начисленную за поездку, чтобы не переплачивать по ошибке.

Чего уже удалось добиться и что ждет перевозчиков в дальнейшем?

Требования перевозчиков в том, что касается системы «Платон» вполне очевидны. Диспетчерские компании хотят устранения недоработок нововведения и снижения налоговых платежей, а также топливного акциза. Так что ждет перевозчиков в дальнейшем? В ответ на требования диспетчерских компаний государство уже начало делать первые действия, позволяющие уладить недочеты в системе «Платон» и общих взносах. 

Во многом перевозчикам уже удалось добиться успешного удовлетворения запросов. Так, к примеру, если выплата по системе «Платон» превышает сумму налогового платежа, диспетчерская компания освобождается от выплаты последнего. Если же сумма налогового платежа меньше – то будет предоставлена скидка. Но при этом важно знать, что транспортное средство в обязательном порядке должно быть зарегистрировано в системе «Платон». Также суммы тарифа системы «Платон» должны были быть индексированы, но многократные обращения перевозчиков позволили замедлить рост курса. 

Непосредственно система «Платон», внедренная в 2015 году, будет продолжать работать повсеместно. Для сокращения статьи расходов перевозчикам придется поднять тарифы на транспортировку грузов посредством автотранспортных средств, весом более 12 тонн. Есть неподтвержденная информация о том, что правительство планирует также ввести систему «Платон» для транспортных средств, чья масса превышает 3, 5 тонны. Данная информация регулярно попадает в прессу, но официального подтверждения до сих пор не было.

Контакты для связи

Павел Касаткин
Менеджер отдела продаж
kasatkin.p@nslogistic.ru
+7 (931) 009-43-94

Статьи по теме:

Northstar
Последние статьи
Читать далее