Страхование автомобильных грузоперевозок

Статья о страхование грузов

Страхование – это процедура, которая позволяет контрагенту заранее защитить собственные убытки или причиненный ущерб с возможностью последующего возмещения. Получение гарантии выплат очень важно для транспортных компаний, которые осуществляют большое количество грузовых рейсов по стране. Страховка компенсирует кражу или повреждение объекта транспортировки, повреждение ТС, убытков для грузополучателя и даже ущерб экологии во время осуществления перевозки опасных объектов. И во многом именно последние являются инициаторами получения полиса. Внутрироссийские грузоперевозки посредством автотранспортных средств могут подвергаться одному из трех видов страхования:

  • непосредственно груза
  • автогражданской ответственности
  • профессиональной ответственности

Многие компании не желают брать на себя дополнительные расходы, которые вполне вероятно не будут покрыты. Стоит отметить, что страхование автогражданской ответственности является обязательным для каждого транспортного средства, а два других варианта страховки могут быть оформлены добровольно. 

Страхование автогражданской ответственности

Данный вид страхования является ничем иным, как ОСАГО. Полис необходимо в обязательном порядке оформлять для каждого автотранспортного средства, вне зависимости от его веса, назначения или юридического статуса владельца машины. Для того, чтобы оформить ОСАГО владельцу транспортного средства (физическому или юридическому лицу) необходимо обратиться в страховую компанию и заключить договор, в котором будет указана вся информация об автомобиле и его владельце. Полис можно получить как на несколько месяцев, так и на год. Участник движения не имеет права выезжать на дорогу без данного документа. Именно поэтому, транспортная компания должна позаботиться о получении данного документа в первую очередь.

Полис ОСАГО прикрепляется к конкретному автомобилю. Полис может быть оформлен как на одного пользователя, так и быть расширенным, что подразумевает неограниченное количество водителей для конкретного транспортного средства. Как правило, диспетчерские компании предпочитают именно второй вариант по понятным причинам. Такой полис стоит незначительно дороже, но при этом позволяет пользоваться транспортным средством нескольким водителям.

Стоит обратить внимание, что ОСАГО – это страхование исключительно имущественных интересов участников движения, третьих лиц. Это значит, что если застрахованный автомобиль причинит ущерб другому транспортному средству или третьим лицам во время ДТП, полис покроет данные расходы на возмещение ущерба. Но при этом страховка не покрывает ущерб автомобилю или его владельцу, на которых оформлен ОСАГО. 

Страхование груза

Страхование груза подразумевает оформление страховки на объект перевозки. Компенсационная выплата в данном случае положена, если с грузом что-то произойдет во время поездки, к примеру, он будет поврежден или украден. Каждый страховой случай рассматривается в индивидуальном порядке. Необходимо определить, подходит ли произошедшая ситуация под компенсационную выплату. Диспетчерские компании могут оформить один из вариантов полиса:

  • Разовый. Для одного объекта перевозки или одной партии на ограниченный срок.
  • Генеральный. Для различных партий груза одного типа на полгода, год или другой временной отрезок. 

Второй вариант страхового полиса более подходит для крупных перевозчиков, которые регулярно совершают внутрироссийские рейсы. Договор заключается на длительный срок и нет необходимости повторно оформлять несколько разовых полисов. Но важно помнить, что генеральная страховка работает только в с одинаковыми грузами. Это значит, что смысл в таком страховке есть только тогда, когда компания регулярно перевозит одинаковые партии товаров.

Как заключить договор страхования груза?

Чтобы застраховать груз одному из лиц, участвующих в грузоперевозке необходимо обратиться в страховую компанию. Это может быть как заказчик или получатель, так и экспедитор или перевозчик. Также обе стороны могут обратиться для получения полиса одновременно, чтобы увеличить шансы на выплату средств в случае проблем с объектом перевозки. В том случае, если груз страхуется неоднократно – данный вариант имеет название «сострахование». И тогда, если не удастся покрыть стоимость ущерба одним полисом, используется «дострахование» вторым.

Один и тот же страхователь может получить несколько полисов в различных организациях. В данном случае процедура будет носить термин «двойное страхование». Благодаря этому удастся получить двойную компенсацию ущерба в том случае, если с грузом что-то случится во время транспортировки. Это актуально на сегодняшний момент, поскольку одна страховая компания, как правило, не покрывает всю сумму страхового случая, а лишь 40-50 % расходов.

При заключении договора страхования важно грамотно составить документ, чтобы все участники грузоперевозки были удовлетворены. Страховые компании могут с легкостью найти лазейку в документе при нежелании выплачивать сумму при спорном случае. Важно проработать каждый пункт договора и лучше всего, если при его заключении будет присутствовать юрист. Также необходимо корректно указать получателя страховки для каждого полиса. В том случае, если коих будет два или более, выплата будет разделена между контрагентами в равных частях.

Стоит ли страховать груз в России?

Среди перевозчиков и экспедиторов в нашей стране отношение к страхованию груза весьма скептическое. И если в Европе полис имеют порядка 85 % компаний, то в России это значение в разы меньше. В основном, страхуют груз диспетчерские компании, которые занимаются импортом и экспортом товаров. Внутрироссийские перевозки в большинстве своем осуществляются без страхования груза. Это связано с низкой страховой культурой в нашей стране, а также отсутствием доверия к страховым компаниям. Перевозчикам не хочется платить деньги в никуда, с учетом того, что не вполне понятно, удастся ли возместить урон, причиненный транспортируемому объекту или объектам при помощи выплат.

Нет стимула оформлять полис и непосредственно грузовладельцам. Дело в том, что в Европе, транспортная компания не возмещает всю сумму ущерба своему контрагенту, а лишь частично погашает ее. В России же за утрату или повреждение груза экспедитор или перевозчик обязан выплатить полную сумму нанесенного урона грузовладельцу. Именно поэтому, оформлять полис заказчикам не рентабельно. Они уверены, что и без страховки получат полное возмещение ущерба и платить лишние деньги в страховую компанию не имеет никакого смысла.

Страхование профессиональной ответственности

Данный вид страхования подразумевает защиту профессиональных обязательств. Простыми словами это значит, что компенсации в данном случае подвергаются действия экспедитора или перевозчика. Компенсационная выплата будет осуществлена если перевозчик или экспедитор:

  • доставил груз с задержкой и заказчик потерял из-за этого деньги;
  • утратил или повредил груз или упаковку;
  • причинили вред экологии;
  • причинили вред третьим лицам.

Данный вариант страховки полноценно не защищает перевозчика в спорных ситуациях. Страховая компания может найти лазейку или признать перевозчика или экспедитора нарушителем по тому или иному пункту договора.

По сути страхование ответственности экспедитора или перевозчика заключается в том, чтобы покрыть возможные претензии от заказчика или получателя груза, которые могут возникнуть в ходе сотрудничества. Иск от контрагента может причинить диспетчерской компании серьезный материальный ущерб вплоть до банкротства. Заранее оформленная страховка позволит покрыть большую часть расходов и сохранить положение перевозчика.

Страхование ответственности перевозчика и экспедитора. В чем разница?

Перечень страховых рисков перевозчика и экспедитора практически не отличается. При составлении договора страхования нет четкого регламента, но при этом контрагент самостоятельно выбирает именно те пункты, которые подходят под его тип деятельности. Для экспедитора актуально возмещение убытков, связанных с перевозкой груза. Перевозимые предметы могут быть повреждены в ходе транспортировки, утрачены или полностью лишены ценности в ходе аварии. Страховые риски для перевозчика включают помимо этого:

  • причинение вреда природе и экологии;
  • причинение вреда третьим лицам;
  • причинение вреда упаковке груза.

Страховой случай будет возмещен только в том случае, если перевозчик или экспедитор будет признан виновником конкретной ситуации. Получателем средств в любом случае будет контрагент, понесший убытки из-за некорректных действий экспедитора или перевозчика. Но при этом суд не рассмотрит иск и к перевозчику, и к экспедитору.  Заказчик, заключивший договор на перевозку грузов, может предъявить претензию только тому лицу, с которым было достигнуто соглашение. 

Также стоит помнить о том, что при перепоручении экспедиторских обязанностей третьему лицу – диспетчерской компании или частнику, страховой случай на данную перевозку распространяться не будет. 

Значительный изъян в законодательстве

Длительное время (до марта 2020 года) в российском законодательстве был один изъян, который напрямую касался страхования ответственности транспортной компании. 932 статья ГК РФ никаким образом не упоминала о правах перевозчика или экспедитора страховать свою ответственность. И в практике существуют случаи, когда страховые компании отказывались выплачивать компенсацию, ссылаясь на то, что договор не соответствует законодательству Российской Федерации. После нескольких спорных судебных заседаний и поданных апелляций, законопроект был выдвинут только в апреле 2019 года. Только спустя год он стал полноценным законом, легализовав права перевозчика и экспедитора на страхование ответственности.

Сколько стоит полис страхования?

На стоимость страхового полиса влияет огромное количество факторов:

  • регион страхования
  • лимит ответственности страховой компании
  • срок страхования
  • тип полиса

Рассчитать корректную на сегодняшний момент сумму полиса можно на сайте любой страховой компании. Практически все организации предлагают такую возможность своим клиентам. Также можно обратиться непосредственно в офис страхователя, чтобы получить консультацию и подготовить весь необходимый пакет документов.

Что такое лимит ответственности?

Существует такое понятие, как лимит ответственности, который подразумевает ограничение максимальной суммы, выплачиваемой по одному страховому случаю. Сумма выплаты устанавливается исключительно страховой компанией и полностью обуславливается ее волей и возможностями. Это значит, что даже если груз или ответственность контрагента будет застрахована, выплаты могут не покрыть весь ущерб. Кроме того, страховая компания может не признать ущерб страховым случаем и опять же, это практически невозможно предусмотреть или проконтролировать. И поэтому можно рассчитывать на полис только частично. 

Страхование внутрироссийских перевозок. Положение на сегодняшний момент

Несмотря на все изъяны страховой системы в нашей стране, постепенно данная практика распространяется повсеместно. Это связано с тем, что многие заказчики не желают работать с транспортными компаниями, которые не страхуют груз и ответственность за перевозку. Полис обеспечивает владельцам груза определенную уверенность, что компенсация будет получена даже в том случае, если объект транспортировки будет поврежден или утрачен по вине перевозчика или экспедитора. На данный момент процедура страхования внутрироссийских перевозок значительно усовершенствовалась и многие изъяны были искоренены. 

Страхование через Northstar снижает финансовые риски, связанные с потерей или повреждением во время транспортировки. Мы объединились с ведущими поставщиками страховых услуг, чтобы предложить комплексное страховое покрытие для защиты Ваших важных грузовых отправлений. 

Страхование грузов обеспечит Вам дополнительную защиту и спокойствие за Ваш груз. Наш страховой продукт рассчитан на собственников товаров и грузов, перевозимых различными видами транспорта, и позволяет компенсировать убытки, связанные с повреждением или утратой груза, независимо от наличия или отсутствия вины перевозчика.

Контакты для связи

Павел Касаткин
Менеджер отдела продаж
kasatkin.p@nslogistic.ru
+7 (931) 009-43-94

Статьи по теме:

Northstar
Последние статьи
Читать далее